Рок-музыка - это разновидность популярной музыки, возникшая около 1954 года на Западе. Для нее характерны использование электромузыкальных инструментов
(например, электрогитар) и упор на чётко выраженный ритм и громкость, звучания. А началось все с того, что в 1920 году советский инженер Л. Тремен
изобретает новый музыкальный инструмент терменвокс. В тридцатые годы появились первые электрогитары. Желание использовать электричество в музыке побуждало
изобретателей придумывать необычные инструменты с причудливыми названиями - эмиритон, траутониум, вио-лен. Местами репетиций являлись по началу ДК,
затем подвалы, которые должны были удовлетворять следующим условиям: изолированное помещение, электричество, аппаратура, инструменты. Но это было
не всегда. И приходилось самим фантазировать о колонках, микрофонах, пультах и способах их получения или изготовления. Не говоря о студии записи,
которая была одна на весь союз, под названием «Мелодия» куда допускались только официально признанные коллективы и то только через год! Власти делали
тогда все возможное, чтобы не допустить любого проявления рок-культуры в сфере профессиональной деятельности. Телевидение и радио, граммзапись и
филармонические концерты - все эти сферы были долгое время полностью не доступны для рок-групп, вместо которых, к концу 60-х годов, на официальной
поверхности сформировался некий суррогат - так называемые ВИА. Это были эстрадные ансамбли, по составу инструментов напоминавшие рок-группу
(ритм-гитара, лидер-гитара, бас-гитара и ударные), но исполнявшие песни советских композиторов, то есть - членов Союза композиторов СССР.
Их деятельность, репертуар, поведение на сцене и все прочее - строго контролировались идеологическими подразделениями ЦК КПСС. Оставался уход в
глубокое подполье-андерграунд остальным коллективам с другим характером и темпераментом игры! Рок-это жёсткая, агрессивная музыка с «кричащим текстом»
против власти и устоев признанных сверху, а не наоборот!
Вначале были: Хаус рок группы ВИА - Анти ВИА - Хиппи - Бит группы - «Прожженные рокеры».
Стили: Хаус-рок - Рок-н-ролл -Твист - Фолк-рок - Хард-рок - Арт-рок - Классик-рок - Джаз-рок Фьюжн - Панк-рок - Хард кор - Хэви Металл и т.д.
При Сталине считали, что Америка - враг (Холодная война), американский империализм. Так называемое "преклонение перед Западом", считалось преступным,
и было наказуемо при помощи особых статей. При Хрущёве началась эпоха «оттепели» и время развития и усложнения техники игры, взятой с Запада. Однако
при Брежневе возобновились гонения. Горбачёв принял борьбу с пьянством в государственном масштабе, повлёкшее за собой экономический упадок страны + надзор,
цензура, вранье в средствах массовой информации о роке, афганская война.
Сначала все сходили с ума от Элвиса Пресли, «Bcalles», «Rolling Stones», «Pink FIoyd», «Deep Purple», а затем и русские, ныне знаменитые группы,
взяли верх, и взор был прикован к ним: «Славяне», «Скоморохи», «Песняры», «Диалог», «Арсенал», «Земляне», «Ария», «Круиз», «Наутилус Помпилиус»,
«Чайф», «Калинов мост».
Ленинградская школа дала такие крупные имена, как «Аквариум». «Кино». «Алиса», «ДДТ», «Странные игры», «Телевизор», «Зоопарк», «Поп-механика».
Московский рок-андеграунд пополнился такими группами как, «Ва-банк», «Крематорий», «Звуки Му». «Николай Коперник», «Динамик». В свете перестройки
появился и воронежский рок - «Сектор Газа». А «Гражданская Оборона» сильно вцепилась в глотку властных структур.
Рок-андеграунд начался со стихийного возникновения бит-клубов при малозаметных ДК, где и проходили несанкционированные концерты первых бит-групп,
называемые в народе "сейшенами". Неправильное русское произношение английского слова "session" стало надолго символом "самопальности" всего
происходившего. Тем не менее, на "сейшенах" царили неподдельный энтузиазм и беззаветная преданность любимому делу. Внешний вид панка напоминал
и сегодняшний - перчатки без пальцев, темные очки, бейсбольные кепки, кроссовки, латы и много, много кожи, что стало стандартом, металлические цепи,
ирокез, балахон и др. рок атрибутику.
Одна только группа "Гражданская Оборона" чего стоила! Её лидер - Игорь Летов (Егор) записал альбомы у себя дома, играя на всех необходимых
музыкальных инструментах самостоятельно! Сначала запись делалась на кассету, где он прописывал один инструмент, нагом запускалась, и он в то же
время играл на втором инструменте, это всё дело записывалось и повторялось вновь для записи очередного инструмента. Естественно, что речь о
каком-нибудь качестве даже и не шла! Но, тем не менее, тексты песен, направленные против власти и манера исполнения своих композиций завоевали
популярность у "бурного панка" того времени. В "кустарном" (домашнем) производстве им было выпушено порядка 30 альбомов!
И группа собственно состояла из его одного!
Начало перестройки означало лишь изменение стратегии партии в ее судорожных попытках снасти разваливающуюся систему и саму коммунистическую идею.
С другой стороны более поздняя группа, значение "СЕКТОР ГАЗА" и личности Юрия "Хоя" в России до сих пор недооценено. Между тем, многие из рок - идолов
новою поколения по сути всего лишь шагают по проторенной дорожке этого воронежского самородка. "СЕКТОР ГАЗА" был во многом первым. Одни из самых
всенародно любимых рок
— коллективов, oни были пионерами в музыкальном оформлении как минимум двух художественных тематик, благодаря которым —
завоевали самую обширную популярность. Первая из них - это разухабисто жлобисткая «порнография», ПТУ
— бесстыдство и матерщина, колхозная панк беспредельность. "Эти атрибуты в новом звучании сегодня с колоссальным успехом
эксплуатирует одна из самых известных современных питерских банд под названием "ЛЕНИНГРАД". Вторая
— это эстетика вурдалако - вампирского мистицизма, с образами фольклорных чудовищ, мертвецов и прочих «веселушных» страшилок.
Эта сторона творчества "СЕКТОРА ГАЗА" сегодня с успехом принята на вооружение не менее популярной панк - команды "КОРОЛЬ И ШУТ".
И тот и другой стилистический ход не блещет особой интеллектуальной пестротой или эстетствующим блеском. Они больше характеризуют потаенные
душевные запросы подавляющей массы россиян, которые откликнулись на эти темы со вниманием и любовью. Но первыми этот интерес разгадали "СЕКТОР ГАЗА".
Местами лаже непонятные стили игры присутствовали в их творчестве (рэп, панк, лирика). Не говоря уже о многочисленных звучаниях этого коллектива
на концертах, посвященных военным, со всеми любимыми песнями «Пора домой», «Туман». «Демобилизация», позднее и радио начало крутить их композиции
прислушаясь к мнению народа. А, что говорить о многочисленных расколах среди этой группы, на такие коллективы как. «С.Г.», «Ex-Сектор Газа»,
«Сектор Газовой Атаки», которые до сих пор выпускают свои альбомы и примазываются к творчеству «Хоя», тем самым, зарабатывая барыши на бренде.
|
|
|
Сектор Газа |
|
Король и Шут |
В 80-е годы рок-музыка в СССР претерпела колоссальные изменения. Сперва произошел заметный взлет активности в рок-апдеграунде. Затем, во второй
половине 80-х начались послабления, коммерциализация наиболее известных групп и, как следствие - постепенное перерождение отечественной рок-музыки
в обычную "попсу" из-за резкого ухудшения жизни внутри страны, а также окончательной потерей её авторитета на международной арене. Одним из факторов,
сыгравших важную роль в укреплении позиций рок-андеграунда начала 80-х годов, был так называемый "манн-дат". Распространение музыкальной информации
при помощи копирования с пленки на пленку существовало в СССР и задолго до этого, но в 60-е и 70-е в ходу были лишь громоздкие и несовершенные
катушечные магнитофоны, копии были низкокачественными, массовость была невозможна. Широкое внедрение у нас новой техники, кассетных магнитофонов,
двухкассетников, плейеров с наушниками, качественных и компактных акустических систем, создало материалную базу для развития целой сети по
распространению новых записей как зарубежных, так и отечественных рок-групп. Важной частью этой сети сделались дискотеки, а затем и рок-клубы
крупных городов, связанные между собой. Немалую роль в распространении записей советских poк-групп сыграли дельцы теневой экономики, закупка за
границей инструментов и импортной аппаратуры так же нашла себя здесь. Путч 91-го, поставил окончательный крест на последних остатках запрета и
цензуры в музыке, предоставив всем жанрам, равные права в борьбе за выживание в условиях свободного рынка, против которого так упорно боролись
большевики. И вот только тогда все стало окончательно становиться на свои места, контркультура и андеграунд за ненадобностью исчезли. Все явления,
относящиеся к тому или иному виду содержательного музыкального искусства.
Лишившись «материальной и моральной поддержки» со стороны государственных структур, да и самой, значительно поредевшей аудитории, попали в тяжелейшее
положение, в некоторых случаях грани-чащее с угрозой вырождения, в которой не потерялись частные предприниматели и нынешние топ-продюсеры!
Раскручивая и развивая лишь малую часть талантливых людей, и то с 50% изъятия ими вырученного и всё равно направляющих их в своё, более еще
и еще коммерческое русло.
РОК в его первозданном, истинном виде просуществовал всего одно десятилетие - с 1966 по 1975 год, срок, достаточный для смены поколения.
В этот период существовала настоящая рок-культура, совмещающая в себе ряд необходимых элементов, и, прежде всего - некий идеализм, выражавшийся
в неподдельной преданности неким идеалам, духовным, религиозным, социальным, общечеловеческим. Также в нынешнее время стало актуально подражать
многим рок-группам (манере пения, музыки, тексте), не углубляясь в подробности. Таким образом, для меня рок - это выражение самого себя,
показывание смысла жизни во всех её уголках, которое сопровождается мощным саундом и рёвом небольшой толпы, потому что многочисленной она
быть не может, так как в своё время правительство зажимало развитие и пропаганду рок-культуры.
Рок должен быть подпольным, Так как он вообще ни кому не нужен! (С Шнуров).
А я добавлю относительно времени,
Музыку играть - не сваи забивать!
А разные её направления,
Подчёркивают успех группы в разное время
(А. В. Доценко)
Что успешно доказывают ныне знаменитейшие группы «Красная Плесень» и «Плеханово», играя в разных стилях и направлениях (панк-рок,
лирика, dance, пародии, также стали, распространены передразнивания политиков и именитых личностей разного времени, с указанием их
исторических ошибок, к примеру, гр. «Пятая Бригада»), также, не забывая и про кричащий, спокойный, красивый, лиричный,
матерный, жизненный текст.
Статья А. В. Доценко - "Доц". Лидер панк-рок группы "Пеницилин".
|